17 мая 2025

История книг-игр. Часть первая

В 1930 году издательство "The Century Company" публикует пятую совместную работу директора издательства Rider Press Дорис Вебстер и журналиста-активиста за права женщин Мэри Олден Хопкинс. И в отличие от предыдущих их совместных работ (которые, стоит отметить, тоже являются интерактивными), "Подумайте о последствиях!" - является первой книгой-игрой с разветвлённым сюжетом, развитие которого определяет читатель.

Обложка книги-игры "Подумайте о последствиях!"

Аннотация к книге-игре поясняет подход соавторов: жизнь представляется чередой выборов, решение одной проблемы за другой. В своей книге они предлагают читателям вмешаться в судьбы Хелен, Джеда и Сандерса.

Такие описания даются перед выбором героя (хотя авторы указывают на последовательное прохождение):

Хелен

Должна ли девушка выходить замуж вопреки совету своих родителей? Хелен Роджерс столкнулась с этой проблемой.

История имеет 17 концовок.

Джед

Джед Харрингдейл был единственным сыном вдовы. Если бы она была бедной вдовой, у него был бы совсем другой характер — и, возможно, более утончённый, — потому что от него ожидали бы, что он рано возьмёт на себя ответственность, но его мать была так богата, что заботилась о нём слишком много и слишком долго для его же блага.

У истории 10 концовок.

Сандерс

Сондерс Мип вырос в красивом каркасном доме, выкрашенном в белый цвет, во Франклине, маленьком городке в Новой Англии. Его отец, который был почтмейстером, имел небольшой доход, но дети Мида никогда не считали себя бедными, потому что в кладовой всегда было печенье.

У истории 16 концовок.

Общее число концовок в книге-игре: 43.

В отличие от будущих книг-игр, в которых разветвления стали использоваться как механика-лабиринт, Дорис Вебстер и Мэри Хопкинс приложили к каждой главе схему сюжетной ветки.

Схема главы про Хелену

Главы, стоит заметить, соавторы называли "секциями", а параграфы нумеровали по принципу "первая буква имени персонажа" + "порядковый номер параграфа".

Примечательно, что "Подумайте о последствиях!" ощутимо отличается от предыдущих работ соавторов.

К примеру, первые две работы Вебстер и Хопкинс издательство Newcastle Publishing Company переиздало одной книгой в 1996 году и обозначило жанр как "популярно-психологические книги-игры" (pop-psyho gamebooks). Да, по сути, это психологический тест в необычной игровой форме: отвечаете на вопросы, получаете ключ по описанным правилам, переходите в соответствующий ключу параграф и читаете свой результат.

Четвёртая работа ("Миссис Грунди мертва") является результатом их совместного психологического исследования поведения мужчин и женщин в тех или иных ситуациях.

"Самое удивительное сочетание салонной игры и художественной литературы, которое когда-либо публиковалось" - Boston Transcript

Таким образом, "Подумайте о последствиях!" стало для соавторов художественным воплощением итога их совместных психологических исследований и закономерным экспериментом. Как можно догадаться из названия, произведение должно побудить читателей взвешивать решения при совершении выбора, определении своей судьбы, заранее задумываясь о возможных последствиях.

Книга не канула в лета, пожалуй, только благодаря целому ряду неравнодушных любителей интерактивной литературы.

Более того, вероятно, в ближайшем будущем можно ожидать переиздание оригинальной романтической истории: страница книги (и авторов) появилась на сайте лондонского издательства Pushkin Press. Дата публикации заявлена 6 ноября 2025 года.

Чтобы ещё хоть как-то подогреть ваш интерес к книге, обращу внимания на следующие отрывки из имеющихся рецензий:

"Несмотря на то, что некоторым может показаться странной идея читать книгу, написанную в 1930-х годах, я нашёл её увлекательной. Поскольку это книга для взрослых, выбор, который предстоит сделать, имеет очень серьёзные последствия, а возможность играть за женщину или одного из двух мужчин позволяет читателю лучше понять некоторые аспекты социальной жизни той эпохи...

...Примечательно, что для столь ранней работы структура приключений довольна сложна: несколько сюжетных линий пересекаются друг с другом, а не остаются раздельными. В целом я очень рекомендую эту книгу за её развлекательную ценность и продуманный игровой процесс, а также за то, что она продемонстрировала возможности интерактивного формата в удивительно раннюю эпоху" (с) Гильермо Паредес

"Меня часто интересует концепция книги-игры, чем её чтение, но эта книга оказалась на удивление домашней и интересной...

Стиль книги - деловой, и время быстро проходит между пунктами выбора. Было приятно играть в "романтическую" игру с таким разнообразием вариантов, каждый из которых был тщательно продуман и развивался так быстро. Несмотря на то, что в книге были старомодные ценности, ..., доступные варианты и размышления казались на удивление прогрессивными. Я очень рекомендую эту раннюю книгу-игру, если вы можете взять её в библиотеке" (с) Уильям Чарват

В библиотеке, конечно же, мы взять книгу не сможем, но поиграть в неё онлайн на itch.io, благодаря усилиям Грегори Териота, можно (пункт 2 - см. ниже).

Информация, которую я использовал:

  1. Архив

  2. Книга-игра на itch.io

  3. Блог Джейсона Дайера

  4. Открытая библиотека

  5. Издательство Pushkin Press

  6. Википедия

  7. Сайт Демиана Каца